Продовольственная безопасность России — вояж на ферму «МакЛарин»

Дата публикации: 01.06.2024

«Незнание закона не освобождает от ответственности. Зато знание — запросто»

Станислав Ежи Лец


В условиях активно меняющего устройства мира, разрыва привычных цепочек поставок, явного и неприкрытого пренебрежения к ранее достигнутым договоренностям и подписанным соглашениям, только государство, имеющее три базовых элемента – вооруженные силы, военно-промышленный комплекс и сельское хозяйство, сможет рассчитывать на сохранение суверенитета и относительной целостности. Вопросы ВПК и военного дела оставим соответствующим экспертам, а сами рассмотрим сельскохозяйственный компонент, как основной элемент обеспечения продуктовой безопасности нашей страны.

Возьмем, к примеру, Тверскую область. "По предварительным данным, в 2023 году в Тверской области выросли объемы сельскохозяйственного производства. Наши предприятия показали высокую урожайность зерновых и зернобобовых культур. Если в 2007 году она составляла 14,4 центнера с гектара, то в 2023-м – уже 26,6 центнера с гектара. Значительно увеличились сбор картофеля, объемы заготовки кормов и площадь озимого сева. Это, прежде всего, заслуга наших сельхозтоваропроизводителей", – сказал Игорь Руденя, Губернатор Тверской области на заседании Правительства Тверской области. Однако во многом, это заслуга крупных агрохолдингов. Цифры могли бы быть куда больше, если бы более существенную роль позволили играть тверским фермерам.

Главное преимущество Тверской области — её местоположение. Она находится буквально в сердце страны. Это значит, что фермеры могли бы снабжать продукцией все окружающие Москву регионы и буквально весь северо-запад. Но почему на деле всё больше фермерских подворьев закрывается, а предприниматели не рискуют осваивать сельское хозяйство?

Показательный пример — семейная ферма «МакЛарин» в Старицком районе Тверской области. Её основатель Максим Владиславович Ларин — собственник одного из крупнейших предприятий тверской пищевой промышленности — мультипродуктового холдинга «Афанасий». Компания начинала как пивоваренный завод, поэтому, когда было принято решение расширять производство до молочной, мясной и снековой продукции, возникла необходимость в проверенном сырье. Закупать у сторонних производителей? Ненадёжно. Так появилась ферма «МакЛарин», расположенная в экологически чистом районе, где можно самому контролировать все процессы. Сейчас на ферме содержатся более 100 коров породы герефорд, более 50 зааненских коз, около 40 свиней и поросят породы венгерская мангалица. Для животных оборудованы комфортные загоны и обеспечена здоровая кормовая база — без гормонов роста. Коровы и быки находятся на свободном выгуле в пределах огороженного пастбища.

Нам удалось пообщаться с основателем компании – Максимом Лариным, и узнать у него, каково это – заниматься фермерством в современной России, да еще и в такой сфере, как животноводство.


Максим, расскажите в двух словах, о вашем бизнесе?

Смысл бизнеса, скорее всего, такой: мне бы хотелось создать моду для некоторой части людей на такую еду, которая была бы не только калориями для поддержания жизненных функций, а прежде стала возможностью получения удовольствия от вкушения. Поэтому в нашем холдинге свое экспериментальное сельско-хозяйственное направление, а также производства по переработке мяса, молока, рыбы. А вот моду мы будем создавать через проект Афанасий-Вояж. Источником финансирования этой миссии является наша пивоварня с брендами Афанасий и Макларин.

Какие планы строите на будущее? Я про агрокомпонент Вашего бизнеса.

Очень подробно можно прочитать в моем посте: https://vk.com/wall328082409_24296 Проект, смысл которого заключается в разработке трех локаций с геймофикацией и сайтом знакомств между людьми, с природой, фермерскими достижениями и экотуризмом. Мы интегрируем наши реальные локации – завод, базу отдыха в Весьегонске и экоферму в Ордино в приложение - виртуальную игру, где вы сами выбираете сценарий как в игре, так и в дальнейшем сценарий проведения досуга в реальности. Мы создадим ПОЛЕЗНЫЙ сайт, где родители через игру смогут привить детям любовь к природе, путешествиям, животным, правильному питанию. Молодые люди получат пользу в виде сценариев знакомств, найдут себе пару и новых друзей. Дети через игру смогут найти интересные для себя детские мероприятия, квесты, обучение ремеслу, научатся ухаживать за животными.

Максим, почему именно сельское хозяйство и именно животноводство?

Это вытекает из нашей миссии. Каждый человек пришел на нашу планету для какой -то цели. Я вижу свою в том, чтобы предоставить возможность некоторой части людей наслаждаться вкусом неординарных и безопасных продуктов.

 С какими препятствиями, на своем фермерском пути, Вы сталкиваетесь, и какие считаете наиболее сложными?

Самое сложное, как и во всем бизнесе - это отсутствие специалистов и желания у людей зарабатывать. Пользуясь случаем приглашаю специалистов в с/х. Пишите мне в соцсети. Работать можно даже на удаленке, консультируя нас.

Поддержку от государства получаете? Другими словами, есть ли у Вас ощущение того, что Ваше дело нужно государственным мужам?

Структура государственного управления очень большая. Люди становятся чиновниками, имея разные интересы. Далеко не все руководствуются интересами России. Кто ближе к земле, те помогают и заинтересованы. А вот кто подальше, то собственного созидательного мышления маловато. Действуют по указанию сверху, чтобы отчитаться, а другой рукой дают контролерам команду фас. Однако, конечно, мы получаем льготные кредиты, субсидии.

А как дела обстоят с региональными и муниципальными властями? Они помогают, или больше мешают?

Нас сейчас очень поддерживает мораторий на проверки, что ввел Президент. Забыть мы, конечно, контролеров не можем по причине их повышенного внимания. Но хоть бизнес они не уничтожают. Но есть огромная проблема, чтобы выращенную птицу и мясо сдать в продажу. Один человек на весь район, который представляет интересы Государства, просто физически не успевает участвовать в процессе забоя по регламенту. (Старицкая СББЖ. примечание автора)

Еще как пример внимания к нам, недавно мы получили штраф за навоз почти в в 3 млн. руб. Это реально наш навоз, мы удобряем им все поля. И так нас можно штрафовать каждую весну. Мы вычищаем зимние кормостолы от глубокой подстилки. Бактерии уже переработали навоз в перегной. У нас выгульное содержание мясных коров и для них закон не предусматривает навозохранилища. Поэтому каждую весну вывозим к полям компост и удобряем поля. Мы не волшебники, чтобы разбросать компост по всем полям за день. Да и есть ведь календарь обработки полей под пастбища. И техника имеет свойство ломаться. Поэтому не заинтересованный в развитии страны контролер может рисовать протоколы каждую весну, побуждая нас выращивать насекомых вместо коров https://vk.com/wall328082409_25084

            Для справки: Решением Заволжского районного суда г. Твери от 30 октября 2023 года с юридического лица ферма «ЛЕСНАЯ ФЕРМА МАКЛАРИН И Ф», была взыскана сумма вреда, причиненного почвам, в размере 2 609 152 рублей.

            Решение, мягко говоря, неординарное, в силу ряда обстоятельств. Меня как юриста, в первую очередь смущает, способ которым воспользовалось Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области. Обычно такие споры рассматриваются в арбитражном суде, но в случае с фермой «МакЛарин» истец обратился в суд общей юрисдикции, для чего был использован широко известный среди практикующих юристов прием, к делу «приплели» еще одного ответчика – физическое лицо. Учитывая, что, по мнению истца, загрязнен был участок площадью 32 м. х 14 м., что по площади равно 448 кв.м., предъявлять иск к гражданке М., содержащей в личном подсобном хозяйстве всего 28 голов свиней, было, по меньшей мере, странно.

            Опять же! Что у нас, местная администрация не знает кто и куда, что вывозит и складирует? Это вряд ли. Но почему именно в суд общей юрисдикции обратилось Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области? Ответ прост. В арбитраже истцу пришлось бы гораздо сложнее, и доказать вину фермы «МакЛарин» было бы практически невозможно.

            Удивляет и игнорирование специального закона, как со стороны суда, так и со стороны Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области. Так 01 марта 2023 года вступил в силу Федеральный закон от 14.07.2022 N 248-ФЗ "О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статья 5 данного Федерального закона дает право юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, крестьянским (фермерским) хозяйствам без образования юридического лица, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, самостоятельно осуществлять отнесение веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства или отходам независимо от факта включения таких веществ в федеральный классификационный каталог отходов.

            Знали ли чиновники из министерства Природных ресурсов и экологии Тверской области о существовании данного федерального закона? Должны знать. Если не знают, то думаю, им стоит оставить занимаемые посты.

            Если обратиться к официальной информации, размещенной на сайте Заволжского районного суда города Твери, то видно, что исковое заявление поступило в суд 06 июня 2023 года, а отбор проб, якобы имел место 15 ноября 2022 года, напомню, что принят Федеральный закон «О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», был 14 июля 2022 года, но, похоже, что региональное Министерство не очень волновала разъяснительная функция в работе, гораздо интересней было провести проверки, пока это возможно, и предъявить многомиллионные иски животноводам.

            Фактически в данный момент весь спор между фермой «МакЛарин» и Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области сводится к одному единственному обстоятельству – взгляду на то, чем является навозная куча, которую якобы, зафиксировали сотрудники Филиала ЦЛАТИ по Тверской области. По мнению Министерства, которое было поддержано судом, это отходы животноводства IV класса опасности, а по мнению фермы «МакЛарин» - это побочные продукты животноводства.

            Видеозапись отбора проб, странным образом была утеряна при перезаписи, а акт отбора проб имеет ссылку только на одну координату, то есть непонятно на каком именно участке, в каких границах произведен забор проб? Представители фермы «МакЛарин» при заборе проб не присутствовали, соответственно, были лишены возможности представить свои возражения, замечания. Фактически, подобное поведение Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области означает, что можно приехать на любой участок, составить некие документы, а после чего предъявить иск на миллионы рублей, особо не озадачиваясь вопросом законности доказательной базы.

            Очень надеюсь, что суд кассационной инстанции, исправит ошибки и неточности, допущенные нижестоящими судами, и рассмотрит дело в соответствии с требованиями закона, восстановив права фермы «МакЛарин».

Несмотря на все сложности, Максим Ларин планирует и дальше развивать фермерство в родной регионе: "Если у вас есть хороший бизнес, то заняться сельским хозяйством в нашей полосе всем рекомендую. Это будет бодрить, и мотивировать увеличивать эффективность основного бизнеса, а сельское хозяйство станет источником здоровья для души».

 Владислав Максимов 

Источник: https://www.agroinvestor.ru/agroinvestor/9998/

Nippel